Детство было... Чёрт с ним, с детством.
Детство страдало изобилием сладостей -
Реализованным правом каждого.
Прямо из детства в лабиринты заводов.
Кубический метр чистого воздуха,
Своеобразная поэзия лозунгов,
Квадратные дюймы общей жилплощади,
Плечом к плечу — в бесконечную очередь.
О! Моя Северная Страна! |
Норвегия.
Туда и Обратно.
Так уж вышло, что родились мы на севере Страны, Страны что занимает изрядную долю мировой суши. Но там где мы рождены, среди болот и мелководных озерец, есть только один выход к морю, притом не самый прямой и не самый чистый выход, не к самому теплому морю. Природа конечно не обделила красотой и этот медвежий уголок, но славиться он больше человеческими будками, называемыми в простонародье архитектурой.
Ну, а мы простые советские единицы,
больше любим чистое соленое море, и такое же чистое голубое небо
над ним, тишину, и конечно не одиночество. Вот и приходиться все
время что-нибудь придумывать,
куда либо все время щемится,
так сказать борьба за выживание, вечный прорыв границ и перекалка
возможностей. Когда уже не садят в самолеты, не дают пароходы, тогда
остается только одно средство индивидуального передвижения, двигающее
тело посредством колеса,
как его еще называют - четырехколесный
друг. С помощью этого друга можно совершить прорыв как к теплым
морям родной части суши, так и к холодным
той же части. Можно также прорваться и к воде не родных стран, но
тем не менее имеющих неосторожность расположить свои владения на
одном материке с нами. Вот и в этот раз не повезло (иль повезло?)
такой стране, ведь мы топтали ее земли, раскатывали ее дороги, оставляли
биохимический след. Хотя наверное и бюджет пополнили, что являлось
значительным, лишь в масштабах какой-нить маленькой африканской
деревеньки, а не страны высокого уровня жизни (высокий уровень жизни,
это значит, что у них бутерброд стоит, как у нас комплексный обед,
притом с компотом).
Прорвались мы этим летом в Норвегию. Данная
страна прельщала нас своей суровостью и прозрачностью - резкие грани
гор с шапками снега, отражались в плоскости вод, на страницах глянцевых
журналов и пестрящих баннерами сайтов.
Ну и конечно же подводная часть страны, та которая вроде ей принадлежит,
но в равной степени доступна как аборигенам, так и чужакам, то есть
нам. Скажу больше, нас звали технические погружения, к затонувшим
в боях мировых войн, железкам. К погружениям, как и все в этой стране,
суровым.
Момент для поездки был вырван из рабочего календаря без ущерба, Страна наша, родимая Россия, очень любящая праздники и безделье, устроила и летом такой. День, так сказать, Независимости. Наверное от себя. То есть, что она родненькая от нас нисколько не зависит. Ну соответственно ту Независимость, насколько можно мы решили подтвердить оранжевой (а почему бы и нет?) печатью на таможне ближайшего к нам государства.
Все закуплено, закачано, заложено в автокар еще накануне, и в последний день, сраз после труда на благо себя, мы выстрелили в сторону Евросоюза, избрав свой путь через Финляндию и Швецию, по заботливо укатанным этими государствами дорожкам, в норвежский портовой городок Нарвик.
Долго ли мы, коротко ли катили, но доехали к бережку, на котором асфальтовая гладь обрывается. Надо сказать, что ехали мы, использую в качестве проводника, изделие американских технологий, называемое GPS-ом, то есть устройство глобального позиционирования по сателайтам. Гэпэса та, соизмеряя наше положение, относительно спутников, и сравнивая с картой, занесенной в ее крохотный мозг, указывает наше текущее местоположение, скорость движения, направление, ну и чертит дальнейший вектор по визуализированной на дисплее мапе. Так вот, та ЖэПэСа и привела нас к полноводной речке. Надо еще сказать, что был то единственный "темный" час в сутках белых полярных ночей, а потому мы не сразу заметили массивный паром, стоявший у противоположного берега. Мы не заметили, а он нас заметил. Зажглись прожектора, тяжелое судно медленно пошло в нашу сторону. Заехав четырмя колесами на борт, и выйдя шестермя ногами на него, во время переправы, тщетно искали какую-нибудь будочку или автомат, куда можно сунуть еврик - его не было. Дааа. Еще раз с ностальгией вспомнили Родину, наш строго восьми часовой рабочий день, и перенятие ей, Родиной, единственного принципа демократии - за все надо платить. А тут стоим всеми ногами на мгновенно поданном плоту, возле четырех колес (и одно сбоку) своего кара, любуемся водной гладью, серым ночным небом, и никакая светская суета не омрачает праздника жизни. Как сказал бы М.Задорнов - "Непонятно!"
Паром подошел к другому бережку, включил зеленый фонарик светофора. Не обманул ЖэПэЭс дорога есть, поверил. Закинули все ноги обратно в машину, а все колеса скатили на берег. Следуя писку американских технологий уверенней покатили далее. На Север.
Долго высматривали границу Финляндия-Швеция, хотели сфоткаться у знака раздела двух государств. Не тут то было. Граница та погребена под стройкой. Въехали на строительную площадку, где вовсю крутиться экскаваторная техника, а съехали с нее, ДжэПэЭс показал, что уже при другой власти, и ни шлагбаума, ни человечка в униформе, несчитанный раз - "Непонятно!"
Следующей точкой выхода на скандинавской трассе был Полярный Круг, точнее место его пересечения. Подобную линию отчизны мы пересекали году этак в 2006, там место обозначено зеленым шпилем и деревцем, обвязанным в традициях, пришедших из какой-то глубины многонациональности, тряпичными лоскутками. И откуда их народ отрывает, все пестрые такие? У меня сей материал употреблен разве что на пошив труселей, но не думаю что именно их на стяги и рвут. Неужели их?
Местная же, шведская, версия Полярного Круга, отмечена белым шатром и сидящей возле него ухоженной Хаски. Рядом древесный сруб, где можно перекусить и приобресть народных сувенирчиков (в ходу гоблины и тролли).
Если природная граница Финки и Шведки была
размазана незаметно, то граница Шведки и Норвешки как вырублена
из камня. Я не о политической границе, та в духе шенгена отмечена
раскрытым шлагбаумом, я о пограничном акценте, что расставила сама
матушка природа.
Настолько резкое отличие. Скажем, если в Финляндии леса с накрученными
по ним спиралями дорог, переходят в те же леса но с более частыми
выходами камней на поверхность, как будто то земля их извергает
в беспорядке, а в Швеции холмистый, засыпанный булыжниками и поросший
лесом, уже холмистый горизонт, то в Норвегии эти камни вырастают
до гор, и покрывшись белыми шапками снега, низвергают с вершин бурные
реки, образующие в свою очередь небольшие, покрытые корочкой льда,
озерца на гранитных плацах, обросших кривыми низкорослыми деревцами.
А небо? Небо делиться на ярко очерченные слои - низкий слой, как дымка, как вуаль, с редкими разрывами натянут над головой, над ним ватные клоки облаков, окрашенные солнцем в теплые цвета радуги, над всем этим третий слой, как рваная перина, сквозь которую, при совпадении, при проколе всех трех белых слоев, искрится глубокая синева космоса.
По бережкам сих озер, да на склонах сих гор, как курятники, насаждены маленькие, квадратные домики. Все просто усеяно ими. Да по дорогам снуют в основном автодома, да трейлеры. Хоть страна сурова, отдых в ней популярен у европейцев. Там рыбку половить, там в горы сходить, там на небо, да на водицу поглядеть. Удивительно, я б лучше б на Филиппины =), но отчего-то то же здесь. Манит и зовет, часть суши, приближенная к эпицентру магнитного полюса. Потому здесь наверно и рыба кругами снует, и солнце катится вдоль горизонта, и железки ко дну прилипли.
Теперь об этих железках. К которым мы собственно и прорывались, остановившись в одном из курятников возле города Narvik на фьерде Herjangsfjorden. До порта, где в основном и затоплены суда, десять минут автопробега. Утопышей там много, но правительство Норвегии открывает свободный к ним доступ постепенно, по мере зачистки их спец водолазами на предмет оружия и боеприпасов. В данную поездку мы обследовали пару рудовозов и пару военных кораблей. По сложности и впечатлениям их так на два класса можно и разделить.
Рудовозы. При видимости метров пятнадцать, полностью в поле зрения они не укладываються, огромны. Погрузившись внутрь, даже не погрузившись, а как на лифте спустившись вниз, через несколько палуб, оказываемся в просторном чреве. Видимость здесь даже получше чем снаружи, а пробивающегося, сквозь бреши в бортах, света вполне достаточно для обследования без фонаря. Да какое там обследование, пустая зала, просто плывешь, поражаясь техноразмерами: лестницы стремятся вверх, от широких ступеней снизу, до схождения в одной точке где то наверху; железный хлам скрученный спиралями и обросший мидиями на дне в красной коралловой пыли; и прямые лучи света, снопами высвечивая взвесь, придают драматическую величественность, как в кафедральном соборе, музыки не хватает (где ж мой мп3 плеер?).
Эсминцы. Размер их поменьше. Все входы узкие, да и помещения низкие, да и мрак стоит. Здесь надо аккуратно заходить, и идти по коридорам не поднимая взвеси, иначе с выходом будет туго. Внутри полно технического железа, каюты, машинные отделения, иллюминаторы, техногенный фарш. И хоть здесь протолклось уже масса, в ограниченном, технодайверском понимании, народа, все одно чувствуешь себя первооткрывателем, шарящим желтым лучом фонаря меж заросшего подводного хлама когда то грозного орудия войны, почившего свой век на дне морском, выхватывая редкие медные, все еще блестящие детали из сумрака глубин, обрывки проводов, да черные дыры.
Открытая вода. Под ней делать нечего - песочек, редкие нагромождения камней, обросшие ламинарией, снующая повсюду норвежская сельдь, лежащие остовы морских ежей, да редкие анемоны. Можно разве что погонять камбалу, выбирая лучший ракурс фотосъемки, ну и отогреться после глубин, недалече от берега, скажем на десятке. Камбала в данной местности ходит по мелководью, как выяснилось, и летом, напротив как в Крым приходит лишь глубокой осенью, когда туда и точат сви гарпуны подвохи.
Обратную дорожку зачали в полдень, дабы успеть к рабочему понедельнику. Двигались, стреляя фотокамерой по пейзажам из окна, на выдержке 250 при 16 диафрагме. Позже, из гигабайт цифрового мусора, несколько удачных карточек восстановили зрительные образы. Изгибы дороги, ванты мостов, тающий лед на озерах, домики в скалах, олени на проезжей части, горные реки и чистый воздух ...
Возле одной из таких рек сделали первую обратную остановку. Местечко отмечено на трассе синей табличкой [ABISKOJOKKA / ABESKOEATNU] (подозреваю, что это не название места). Река сваливалась с горы по одну сторону, проходила сквозь туннель под, и вываливалась в бурном потоке в каменное русло по другую сторону трассы, убегая к синему озеру. Вот эта самая другая сторона наиболее и живописна. Спустились к ней, да обошли поток, по специально возведенным добропорядочными гражданами Норвегии мостикам и тропкам с перильцами, расщелину с пенным потоком. Стоя на краю этого русла, с гремящей водой, отождествляющей все энергичное, бурно меняющееся, весь экстрим этого края, поднимая взгляд к горизонту видим противоположность - каменное равное плато с тихим гладким озером, над которым возвышаются плавные изгибы гор подсоленные снегом, а над ними такое же спокойное голубое небо с барашками облачков, чистый покой. Видимо, обозревая сию картину, наиболее впечатлительные люди и сочинили религиозное писание о выборе загробной жизни, в частности место о развилке меж адом и раем.
Прокололи границу Норвегии и Швеции, помчались по последней. Тут то же нас ждало некое действо, скрасившее наш путь и укоротившее относительное время (ведь чем то увлекаясь его не замечаешь?) По дороге, навстречу и попутно, двигались раритетные тачки - большие розовые блестящие американские лимузины, строгие черно-коричневые округлые пижонские английские кабриолеты, старые немецкие бордово-красные гоночные автомобили с колесами на спицах... Я в автодроме не Копенгаген, но красиво и прикольно их обгонять =)
На нашу Родину, в наш Град Отчизны, прибыли 9-00 и почистив зубы поперлись на работу, заливая сон баночным энергетиком.
Наше отсутствие Страна не заметила, лишь несколько писем на ящике, лишь несколько строчек на аське, да набитый спамом мыл...
Магический пепел любовного голода,
Зимой атрофия застывшего города,
Как закоченелые пальцы у горла,
Печальные лица плацкартных вагонов.
Моя Северная Страна! |
©Неумоев Роман |
|
|