Корабли в моей гавани.
Hе взлетим так поплаваем.
Cтpелки pовно на два часа.
Hазад... |
©Земфира |
Рэки Финляндии.
Летом всего на час назад. Земе надо переводить текст песни согласно переходу на летнее время. Ну, а про корабли, и про поплаваем, это она правильно написала. Респект.
Сумбурность.
Эта байка вообще обещает быть сумбурной. Вот например картинки, окрашивающие её, несут на себе индустриальный отпечаток деятельности человека, хоть и у водной среды, но все ж на твердой поверхности, а текста будет изложена о давно затонувших, некогда грандиозных прожектов человечества в водно-транспортной сфере, ныне покоящихся под водой, хоть и у загранок твердой поверхности обустроенного порта, но все ж не доступных мирскому взгляду, не вооруженному средствами технической гигиены (хорошее словцо, если подумать, почему бы не употребить? - прим. ред.).
Обусловлена же сия несуразица тупиковой
веткой подводного фотоискусства - фотографирования без применения
искусственного света, в простонародье - без вспышки. Признаться
первый раз столкнулся с такой чернотой. Темнее чем на Филиппинах
во время ночного дайва. То есть видимость есть ("есть
из есть" старая поговорка ушельцев - прим. ред.), есть замечательная
видимость для Балтийского Моря - метров десять, но черно, как у
этого, у кочегара, промеж двух топок. В сложившейся ситуации использовал
свой подводный фотоаппарат
лишь для того, чтоб держаться за него во время криволинейных подводных
движений, уставшими от суеты на суше руками.
На этой же электронной страничке придется прибегнуть к известному методу разделения личностей - одни смотрят, другие читают, продвинутые совмещают. Выбирать тип поглощения информации я предоставляю вам, Друзья мои.
Поехали.
С финскими технарями договорились, что подхватят они нас на свой специализированный бот непосредственно в центральном порту Хельсинки. Так оно и вышло. Оно вышло, а мы взошли на заточенный под технический дайвинг северного моря кораблик, с говорящим именем "DeepTech", всего через четыре часа дороги и пять часов таможенного контроля.
Настроение было бодрое - впереди ждало что
то непознанное и прекрасное, на борту уже лежало любимое снаряжение,
да баллоны с восхитительным газом, а на причале оставался нас ждать
сухопутный транспорт,
хранящий в своих недрах картонные коробки железных баночек, наполненных
хмельным ароматом, что снимет в дальнейшем с нас избыток азота,
да добавит немного витамина В2. Это, господа, и есть любовь к морю.
Аллилуйя!
Хоп-хоп (в смысле не одноименный человек, а некое действо - прим. ред) и мы уже над точкой в чистом море. Хоп-хоп и мы уже собрались. Хоп-хоп и уже попрыгали под воду.
А под водой ... О, батюшки! О, пушечки! Да и штурвальчик ничего. И проплыть есть под чем...
Но по порядку. Точнее по именам тех рэков, некогда бывших кораблями, которые мы посетили за этот шикарный уикенд.
Coolaroo - шведский танкер, севший во время бури на мель возле Хельсинки в 1961 году. Лежит на правом борту под углом 45 градусов. Раскололся на 2 части, носовая часть 30 метров длины, кормовая 15. Глубина залегания рэка по верхней палубе 25 м (носовая часть), 14 м (кормовая).
Подходящий для раскачки и чек дайва рэк. Простые линии, большие помещения, да небольшие глубины. Финны тут проводят технические курсы. О их методах я не знаю, но со стороны выглядит неоднозначно - люди со спарками, в черных сухарях, с фонарями от МеталСаб, длинные шпаги аккумуляторов которых прикручены к баллонам, а сами фонарные головки, с алым кабелем завитом вдоль руки, закреплены на кисти - "Звездные Войны" отдыхают! И тут взгляд ловит нечто, уводящее память в сторону "Очень Страшного Кино": на карабинчиках болтаются сеточки, с лежащими в них цветными целлулоидными бутылочками, теннисными мячиками, яркими пластиковыми аппликациями ... Улыбнуло.
Gustav Adolf - построен в Карлскроне в 1782. Длина носовой части 49,6 метра, ширина 13,6 метра, мог нести в общей сложности 64 пушки.
В 1788г. разразилась война между Россией и Турцией. Шведский король Густав III увидел в этом хорошую возможность для своего нападения на Россию. Целью же выбрал град Санкт-Петербург, откуда большинство российских войск было задействовано в турецкой войне.
Семнадцатого июля шведский флот, под командованием царского брата герцога Карла, вышел из Котки. Одним из кораблей, участвующих в походе, был Кронпринц Густав Адольф.
В ночь с пятого на шестое августа, стоял густой туман. На утро же, когда туман рассеялся, шведы были несказанно удивлены видом российского флота, оказавшегося рядом. Завязалась битва, в ходе которой Густав Адольф был подожжен огнем русской корабельной артиллерии, и пошел в сторону Harmaja, где наконец взорвался и затонул. Остальным шведским кораблям удалось скрыться.
Останки Адольфа Густава были найдены в 1995 году, разбросанными по площади ста квадратных метров. В 1997 году Подводным Финским Музеем это место было признано одним из экспонатов.
Это то, что удалось почерпнуть из интернет истории. А теперича то, что увидели мы: пушки, пушки, пушки, куча досок, бревен, чугунных изделий и меж всем белеют белые, как надгробные памятники, привинченные к отлитым бетонным плитам таблички. На табличках же ценная (ценная видимо для археологов - прим. ред) информация: чертеж, а под ним надпись какая палка, какой длины, какого веса, каким образом была свинчена с другой палкой иного типоразмера. Познавательно и полезно =).
Подводный музей
это здорово. Идешь вдоль натянутых по задумнному маршруту ходовиков,
разглядываешь орудия убийств, черпаешь с табличек эту самую полезную
информацию, приобщаешься к истории, а с тем и к миру человечества.
Ведь история человечества - это история войн.
Конечно ближе и прекрасней разглядывание мирных мант, и шустрых окуней, но иногда надо вот так сделать себе культурный шок, что б вспомнить что живем. Живем живее всех живых.
Sundsborg - шведский пароход 1877 года постройки, длина 77 м, ширина 10,3. Ушло на дно в 1919г. Глубина залегания 40 метров по верхней деке.
Пожалуй самый интересный рэк. Таким наверное мог быть лежащий в финской бухте в районе Петербурга "англичанин", если бы туда местную видимость.
Хотя нет. Англичанин таким был бы не долго. На Сандборге есть огромный штурвал, медный компас, шлюпочные кран-балки, иллюминаторы. И он почти цел. То есть, погружаясь в его древесное, чрево четко разделяешь палубы, одну от другой. Все здорово если б не эта чернота. Чернота прямо таки высасывающая свет из фонаря. Чернота не дающая и капли чуства объема, переборка видна в узком пятне луча пока на нее непосредственно светишь, увел в сторону и мгла. Клаустрофобию можно забыть, но пользоваться однозначно катушками, тщательно выбирая место для прокладки ходовика.
Очень интересный рэк. Но времени катастрофически не хватает, глубина жестко отбирает единицы минут отдавая взамен десятки пустых, тех, что проведем мы после, вися на безмолвной декомпрессии. Вот там уж точно делать нечего, марлин не проплывет мимо, как некогда в Индийском океане.
Попробую сравнить, как обещал, рэки России, Финляндии и Норвегии, хотя из текста уже наверное все всё поняли: Норвежские светлые и живые, поросшие кораллами и ламинарией, в сравнение не идут, а выбиваются в отдельную группу с Белым и Баренцевым Морями, там их потом и сравним. Балтика же ближе по ощущениям к Черному - воды темны, а железо, не обросшее по причине скудности, жизнью, лучше сохранились, явно видно что где есть что. Ну, а от российских, финские отличаются лучшей сохранностью (человеческий фактор у нас ощутимее - прим.ред.), и лучшей видимостью, благодаря ближнему расположению к открытому морю. А общее у нас с Финнами - это кракозябы.
|
|