Врэки Финляндии III. Ханко.
+ Карьер Илло.
Мы стояли на плоскости
с переменным углом отраженья,
Наблюдая закон,
приводящий пейзажи в движенье;
Повторяя слова,
лишенные всякого смысла,
Но без напряженья,
без напряженья... |
©Аквариум |
Первыми рэками назвал те, что лежат под Хельсинки, вторыми те что под Коткой, ну а третьими значит будут, те что затопли недалече от финского города Ханко. Порядок систематизации чисто хронологический, в таком порядке довелось тут побывать.
Отчет, значит, этот про врэки №3.
Выдвинулись в Финку, как только освободился Хоп-хоп, а это случилось в 22-00 по вечеру пятницы. Потом он на своем автобусе заскочил за Nave'ом, потом уже за мной. Таможню пересекали в два по ночи, записав в декларацию двенадцать баллонов и три комплекта снаряги. Пограничники натянуто шутили, а заплатим ли мы налог за вывоз отечественного воздуха в большом количестве ?
К шести утра добрались до кемпинга Силверсэнд в трех километрах от Ханко. Очень приличный кемп. Все чисто как в прибрежном парке - море и сосны. Разбить палатку можно в любом месте, но не ближе четырех метров от другой. Простора тут с избытком, это не Лазаревский Черноморского побережья, где машины стоят дверь к двери, а палатки в межкапотном пространстве. На территории пара больших санитарных зданий, с горячей водой в душевых кабинках, с европейски чистыми сортирами, сауной протапливаемой на заказ, а также здание для приготовления пищи с электроплитками и рукомойниками, с верандой для потребления готовой продукции, и конечно административно-ресторанный комплекс. Все удовольствие стоит 11Е за авто и по 4Е в сутки за человека. Разбили палатку поближе к камбузу. =) Silversand облюбован северными виндсерферами, рядом с палатками сушатся цветные паруса, как это выглядит на воде, посмотреть не удалось, мы в это время были уже под ней.
Два часа ушло на сон, а выспавшись поехали на пирс, оставив палатки и походный скарб в обустроеном лесу.
На кораблике нас уже ждали Гоша с Олегом, они ночевали в Хельсинки, а также семерка технических финнов, и Timo. В таком составе и вышли в море.
Первым рэком был Eira
финский пароходик французского производства затонувший сорок лет назад зацепившись днищем и осев на дно в целом состоянии, экипаж был спасен. Длина пароходика 116 метров , ширина 15, оснащен двумя паровыми двигателями. Залег по дну на 47 метрах, верхняя точка - труба на 25 метрах.
Интересны для рассмотрения рубка с сохранившейся начинкой, палубные надстройки, вспомогательный штурвал, на корме еще цел финский флаг, стоит с него сбросить ил, ну и конечно много чего вовнутри, если заползать. Рэк почетный, интересный, большой по объему, можно посещать еще и еще. Видимость составляла метров пять, температура шесть градусов, боттом тайм, при средней глубине 40 метров, 42 минуты, 15 минут воздушная и 20 минут кислородная деки.
Вторым рэком стал для нас немецкий пароходик Eggo, построеный в 1913 году и потерпевший двойное крушение в 1921 году : сначала получив в ходе аварии течь в середине корпуса, которая была остановлена с помощью водолазов, и вода устранена судовыми помпами, но при дальнейшем переходе судно "в мгновение ока" затонуло, погибло семь человек. Причиной считают вторую пробоину в середине корпуса. Егго длинной 47 метров, шириной 8м, лежит на 32 метрах по грунту, на правом борту.
Видимость здесь лучше, декообязательств меньше. И данный пароходик удалось рассмотреть полностью, составив целостное представление о нем не глядя фотографии в интернете, что мне, как не моряку, очень понравилось.
Видимость метров семь, полчаса на средней глубине 30 метров, 9 минут воздушной и 8 кислородной деки.
Рассчитавшись и распрощавшись с хозяевами бота, дайв-центром Hanko Diving, предварительно восстановив у них давление воздуха в наших спарках, поехали варить макароны и пить пиво на Серебряном Песке балтийского побережья.
На следующий день по плану карьер Илло, где у нас осталась неисследованной соединительная шахта.
Вода в карьере спала по сравнению с июнем на два метра, что осложнило спуск и подъем. Пришлось соорудить перила из найденных поблизости арматуры и веревок, но дайвинг все одно оказался "горным" =).
Вход шахту нашли, как и предполагали, с двухметровой поправкой, на двадцати шести метрах, при входе деревянные конструкции, предохраняющие от завала, за ними привязан ходовик. Видимость метров шесть, стены шахты фонарем отсвечиваются, до выхода во второй карьер субъективно метров пятьдесят, выход в виде щели, с потолка взвесь не сбивается. Проход очень понравился, как на Мраморном- чисто, красиво, спокойно. Температура пять градусов, подводное время 59 минут, из них 12 дека на кислороде.
фото, текст 18.08.2009 Sky
|
|