Энергия
Boiler
WinSky.Spb.Ru
За колесом

Три Ласты

18.07.13  

Кольца Лиинахамари.

---------------

03.08.13  

Ruskeala Marble Mine.

---------------

27.10.13  

В золотой рудник ныряли ...

Дайв-Пати
Акватанк
Скольжение
 
Отпечатки Следов
Tuna-Hastrberg
Туна Хастберг
Туна Хастберг
Туна Хастберг
Туна Хастберг
Туна Хастберг
Туна Хастберг
Туна Хастберг
Туна Хастберг
Туна Хастберг
Туна Хастберг
Туна Хастберг
Tuna Hastberg
Туна Хастберг

Во глубине железных руд

А рядом какие-то люди
Идут по свету на ощупь,
Трогают лица руками,
Лезут с ботинками в душу,
И вместо сладкой конфетки
Суют нам железный орех.

©Пикник

    Посреди старой шведской дороги, между Ludvika и Borlange, находится деревня Tuna Hastberg, красиво расположенная на холме, с прекрасным видом на окружающие горы и озера. Истоки деревни можно смело проследить в Средневековье. Первые записи о поселенцах в эти окрестности из Карелии известны с первой половины 1400-х годов. Расцвет же поселка произошел в 40-е годы прошлого века, во времена Второй Мировой Войны. Руда здесь с высоким содержанием марганца, что хорошо подходит для производства оружия. Выработка в это десятилетие велась с доставкой напрямую на литейные заводы в Domnarvet. В течении этого срока были построены две шахты и две канатные дороги для вывоза руды и отходов. В конце 60х годов XX века выработки уменьшились, а в 1968 году шахту закрыли, хотя руды было еще достаточно. Годом ранее директор шахты докладывал, что добыча будет длиться не менее 100 лет, но в Домнарвете была разработана новая шахта, и добыча из шахты в Хастберге сочтена нецелесообразной. Изъятие железа из этих земель проходило почти 600 лет.
    Представляете что они там накопали?
    А что произошло после того как рудники заполнили грунтовые воды?
    Правильно!
    Пришли кэйв-дайверы ! =)
    Daniel Karlsson, Nicklas Myrin начали исследование шахты в 1998 году. Для этих целей было образовано содружество Baggbodykarnas.
    Два года работы было затрачено ребятами только для постройки деревянной лестницы до первого незатопленного уровня перед водой - 80 метров ниже уровня земли, 100 метров ступенек. Дальше было восстановление канатной дороги для доставки и подъема снаряжения, проведение электричества и освещения, установка стационарного компрессора, обустройство бытовых помещений, установка лебедки для спуска снаряжения с пяти метров горизонтального прохода на платформу находящуюся непосредственно в воде, под водой на шести метрах соорудили декокомнату, выжав воздухом воду... Да конечно вал работ, о которых могут рассказать только сами участники. Параллельно велись исследования сухой части, прокладывание ходовиков в подводной. У ребят далеко идущие планы и большие амбиции - сделать эту шахту крупным туристическим центром в Швеции, как для скалолазов и дайверов, так и для обычных людей. Что им уже удалось - сюда приезжают из многих стран: спелеологи полазить по стенам и сосулькам, кэйв-дайверы пошариться по коридорам и машинным отделениям, туристы поглазеть на то что не скрыто, да на яркое лазерное шоу.
    Начну о своих впечатлениях с мокрой части, непосредственно после погрузки. Картографированием ребята не занимались, но оно им и не надо, с какого то года в Швеции любая шахта была обязана иметь подробную схему со всеми ходами, у ребят такая есть, послойная, в электронном виде. А прохождение до нескольких развязок они рисовали по памяти на меловой доске, где и мы записывали свой примерный маршрут, время входа и выхода из воды.
    Видимость наверное метров тридцать-сорок, пока не упрется луч фонаря в стену. Выработка велась не горизонтально, а под сорок пять градусов, с оставлением промежуточных опор, и каждые сорок метров вертикали сеть основных транспортных ходов. Ходовики проложены с Т образными пересечениями, стрелки стоят не везде, множество "паучьих" развязок. Так что тут даже фан кэйв-дайвинг требует работы мозгом, и руками для расстановки своих кукисов. Прыжки в этот раз не совершали, ребята тут наставили столько ходовиков, что было что посмотреть и так, тем более все самое интересное на уровне сорока метров, где на открытом цикле, на воздухе, не так долго то и походишь, декообязательства вытолкнут наверх.
    Походу очень интересно, мало того, что залы большие, (порода крепкая) блестят и переливаются в лучах фонаря, черно-серебряным, этаким перцем с солью, так еще много и всякого рода построек да артефактов - железные лесенки, рельсы, тележки, воздушные (ныне подводные) мосты, люки, машины, приспособления. Все стоит без значимого налета силта. Намутить в таких залах можно, но только по большой небрежности. На сороках метрах находиться и главная щитовая, что на фотках.
    Есть уровень и на двадцати метрах, то же интересен в проходе, длинный и менее индустриальный, а "пещерный", т.к. на нем не расположены механизмы. Он приводит в другую открытую часть шахты, которую ребята назвали Индиана Джонс, с висячими мостками над водой и большими галереями. Сухая часть здесь хорошо освещена цветными прожекторами для туристов, что в свою очередь и засвечивает красивую подводную, где те же, но уже затопленные, мостки и деревянные строения. Однако вода тут холодней всего +2С, видимо близко источники, не на шутку замерз.
    Любезно провели нам и сухой дайв по шахте, с рассказом каким образом здесь в разное время добывали руду, сконфуженно о работе на фашистскую Германию, показали стены и залы, где есть чем заняться альпинистам, мастерски провел нас гид по сорока пяти градусным плоскостям между основными горизонтами, объяснил работу механизмов, распространенные методы добывания породы в разные времена. Сухой дайв, как и мокрые занял час-полтора.
    Теперь немного об организационно-технической части нашего паломничества. Добирались ночь машинами с Питера до Турку, где грузились на паром и день до Стокгольма. Часа три занимает переезд из порта прибытия до Туна Хастберг, где Николас с Дангиэлем предоставили нам жилье в ныне неработающей местной школе. В школе было все - спортзал, где мы спали, кухня, где готовили, учебный класс, где ели и санузел с душевой, оборудованные под все нужды, включая приспособы для инвалидов. До шахты один километр, который мы преодолевали так же поутру на своих машинах. Далее логистика проста - все снаряжение в электровагонетку, доставляющую оное на уровень в минус восемьдесят метров, а сами по вышеописанной деревянной лестнице пешком, считая ступеньки. Тут пересыпаем доставленный родной хабар в тележки, а уже на них докатываем до площадки, что возле лебедки, собираем спарки и на тросе спускаем вниз. Переодеваемся в сухари и обратно рядом, в приспособленном для этого помещении, с длинными лавками, большим столом, изрядным количеством электропечек, и достаточным количеством кухонных приборов. Здесь же питаемся и проводим время между погружениями.
    Воздух, кислород, гелий и их смеси подаются из компрессорной непосредственно на нижнюю деку - поднимать баллоны не надо, тут вам не Орда, да и самим подниматься не надо, все для жизни есть. Так проходит три дайва, после которых мы, отдохнув часик, преодолеваем сто ступенек к земной поверхности, и в школу, на заслуженный отдых, в спортзал =).
    Два дня и пять дайвов проскочили незаметно. Да, забыл упомянуть, шахта для Николаса и Даниэля это хобби, которым они занимаются свободное от работы время. Соответственно и погрузиться здесь можно либо в выходные, либо когда у ребят отпуск. Деньги же за проживание, погружения, воздух ребята полностью расходуют на оборудование шахт. Надеюсь что их планы сбудутся, и у них будет известный европейский пещерный дайв-сайт. Как сбудутся и мои, еще не один раз посетить эту доброжелательную железную майну =)

фото, текст 28.05.2011 Sky
Tuna Hastberg
Tuna Hastberg
Tuna Hastberg
Tuna Hastberg
Tuna Hastberg
Tuna Hastberg
Tuna Hastberg
Tuna Hastberg
Tuna Hastberg
Tuna Hastberg
Tuna Hastberg
Tuna Hastberg
Bartender, Hop-Hop, vioch, Ilya Kozlov, Nave, Sky
Туна Хастберг
this site was created 17.08.2003 & supported by Sky www.winsky.spb.ru      ©2003-2013 All Rights Reserved.
^Наверхъ^