До отъезда в Дахаб еще неделя. Сидеть без дела дома нет сил. Поэтому я с радостью соглашаюсь на предложение Миши Иванова съездить понырять в затопленные штольни Kaatiala в Финляндии. Это в 450 км от Котки, где сейчас живет Миша. К сожалению, никто из моих напарников не смог присоединиться в эту поездку, поэтому в пятницу вечером я стартанул в сторону финской границы в одиночку. Описать путь до границы можно четырьмя словами - "пятница, вечер, дачники, фуры". Но, не смотря на это, границу прошел довольно легко - меньше чем за час. Еще немного, и я в Котке. По навигатору нахожу студенческую общагу, где обитает Миша. Быт финских студентов довольно комфортабелен - на двоих студентов "малосемейный" отсек из двух комнат, кухни, душа, туалета, балкона. Кидаю спальник на матрас и засыпаю - подъем в 6.30, а на часах уже 2 часа ночи.
"Нас утро встречало рассветом ..." (с) Быстро приводим себя в порядок, закидываем в мою бедную машину 3 спарки и 3 стейджа с остальным барахлом и продолжаем путь на северо-восток в промышленный центр Финляндии. По пути заскакиваем к товарищу Миши и берем еще 2 стейджа. Машина окончательно проседает на амортизаторах, но нигде ничего не цепляет, дороги в отличном состоянии, поэтому давим педаль в пол и едем дальше. Хорошее состояние дорог имеет свой недостаток - начинает клонить в сон. Прошу Мишу подменить меня за рулем, а сам пытаюсь подремать.
В конце концов, добираемся до карьера, который расположен в лесу, километрах в пяти от шоссе. Карьер не очень большой - 100 на 200 метров. На одном из берегов расположен домик, который, по всей видимости, сдается для отдыха. Там уже обосновались финские коллеги, уточняем у них, где вход в штольни. Еще 150 метров, и мы на полянке, рядом с которой сделаны удобные мостки для входа в воду. Недалеко стоит небольшой крест. Штольни уже имеют "черную историю" - пару лет назад здесь утонул дайвер. В штольнях у него оборвался стрэп на маске, запасной маски не было - не смог найти ходовик - заплыл в тупиковый ход - паника - момэнто морэ.
Недалеко от входа в штольни, на глубине 25 метров, установлен макет водолазного колокола, у которого мы оставляем дэко-баллоны. Схема штолен похожа на разметку для игры в крестики-нолики - основной ход, пару вспомогательных входов, между собой они соединены не очень сложной системой ходов. Входы расположены на глубине 28 метров. В дальней части штолен глубина 39 метров. Общая длина ходов около 400-500 метров. Сами ходы довольно широкие - диаметром от 3 до 9 метров. Видимость не лучшая в этих местах, метров 5-7. Практически везде проложены стационарные ходовики. Следов деятельности рудокопов почти не осталось, только лишь пару металлических бочек валяются, да кое-где остатки крепи. На стенах причудливо поблескивают кварцевые породы. В некоторых ходах установлены "декорации" - в конце основного хода в стену вмурован череп (не знаю настоящий или из кабинета анатомии, но на 39 метрах он выглядит прикольно), в конце правого хода стоит инвалидная коляска и капельница (наверное, как предупреждение излишне самоуверенным дайверам). За 40 минут донного времени успеваем обойти практически все ходы, и даже остается время пару минут побродить в открытой воде возле входа. Находим затопленный автомобиль, где-то рядом должен лежать макет немецкого истребителя, но искать его уже времени нет. Забираем дэко-баллоны, задерживаемся на минутку в водолазном колоколе и уходим наверх, проходить декомпрессию.
Отдохнув два часа, идем на второе погружение. Теперь планируем войти через левый ход, найти большой сифон и внимательней осмотреть штольни. Левый вход представляет собой небольшую дыру, около метра в диаметре, от которой идут два ходовика - один в сифон, другой в основную систему.
Пролазим через вход и уходим направо по ходовику, ведущему в сифон. Всплываем в сифоне на глубине 27 метров. Сифон довольно просторный, воздушная подушка где-то метра на 1,5-2. Пытаемся обменяться впечатлениями, но получается плохо - голоса искажены давлением и похожи на голоса мультяшных героев, и нас разбирает смех. Продолжаем погружение. Теперь нам уже понятна система ходов и ходовиков, и мы немного "хулиганим" - не ставим джампы между ходовиками, что позволяет сэкономить время и внимательней осмотреть штольни. Тем не менее запас газа заканчивается и мы возвращаемся к нашим дэко-баллонам и уходим на декомпрессию.
В это погружение у меня было аж 3 стейджа, один с донным газом, 10L EAN50% и 10L O2. На 6 метрах, с непривычки, неловко ими управляюсь, и у меня расстегивается одна сухая перчатка. Быстро ее застегиваю, так что залило не много (за все оставшееся время рука не замерзла). Миша, видя мои мучения и забирает у меня пустой стейдж с донным газом и отправляет его наверх по спусковому концу, так же поступаю и я с уже не нужным 50-м найтроксом. Оставшееся время декомпрессии коротаем плавая вдоль стенки карьера, наблюдая за мелкой рыбой и струйками воздуха, выходящего из разломов карьера.
В Котку возвращаемся уже в темноте, развлекая друг друга вечными спорами о конфигурациях снаряжения и различных методиках организации погружений. До Мишиной общаги добираемся уже за полночь. Наконец можно поесть горячей пищи и выпить баночку пива.
Воскресные планы не складываются, да я особо и не стремлюсь погружаться в воскресенье - хочется избежать обычных для этого времени пробок на въезде в Питер. Поэтому начинаю путь домой пораньше, за 40 минут прохожу границу и к 18 часам я уже дома.
Вот такой вот уик-энд получился.
|